Полугусеничный ГАЗ-51

Уникальная разработка 1948г. полугусеничного автомобиля "ГАЗ-51 НИАП" -Научно-исследовательского автомобильного полигона,под руководством ведущего военного инженера В.И.Гречухина и изготовленная ограниченной партией в 10 штук на 38-м Опытном заводеМО СССР в городе Бронницы , так и не стал серийным.Хотя автомобиль получился удачным и предназначался для военных целей в качестве легкого армейского артиллерийского тягача.


При конструировании машины взяли первый послевоенный  грузовой неполноприводный автомобиль ГАЗ-51, модифицировали ходовую часть и незначительно изменили его грузоподъемность и скорость передвижения. Кабину машины решено было сделать закрытой, двухместной, двухдверной, стеклоочиститель располагался слева вместе с системами вентиляции и освещения. Вместо тонколистовой стали,на крыше применили коже заменитель- кирзу,что было обусловлено дефицитом в первые послевоенные годы.


Грузоподъемность модели составляло две тонны и была реализовано на грузовой платформе с полностью ровным полом, с откидным задним бортом, внутренними размерами 2940х1990х540 мм, площадью пола 5,85 м2  и погрузочной высотой 1200 мм. Сиденья располагались поперечно, что позволяло перевозить солдат с обмундированием. Крепление платформы к раме шасси реализовали с помощью стремянок.


На новый автомобиль поставили модифицированный рядный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель с жидкостным охлаждением от ГАЗ-51 с мощностью 51,5 кВт (70 л.с.) при 2800 мин-1, который позволял развивать максимальную скорость 46 км/ч. Двигатель отличался не большим расходом топлива 367 г/кВт·ч (270 г/л.с.ч) и хорошей надежностью работы и при этом имел небольшой вес (235кг без оборудования) . Рабочий объем составлял 3,285 л,степень сжатия 6,2 и относился к нижнеклапанным среднелитражным агрегатам . Основным топливом был бензин с октановым числом 66, который в то время был избытке. За запуск двигателя отвечал электрический стартер или пусковая рукоятка.Во время Великой Отечественной войны ,этот двигатель устанавливался на советских танках типа Т-60 и Т-70 и самоходных установках СУ-76 и СУ-76М, зарекомендовав себя надежным и неприхотливым агрегатом.


На машину устанавливали механическую 4-ступенчатую, однодискововую трансмиссию пулоцентробежного сцепления сухого трения с прямыми зубьми,с игольчатыми подшипниками на карданной передачи.Главная передача была одноступенчатой и состояла из пары конических колес со спиральными зубьями,четырьмя сателлитами и двух полуосей.


Ходовая грузовика состояла из двух частей: колесного и гусеничного. Колесный был выполнен на базе переднего моста и колес автомобиля ГАЗ-51 , а гусеничный – от артиллерийского тягача М-2. На колеса устанавливались шины размером 7,50-20" Гусеничный состоял из мелкозвенной цепи с открытым шарниром,3х одиночных катков с наружной амортизацией,2х  поддерживающих катков,ведущего колеса и направляющего колеса с механизмом натяжения.Гусеничная цепь была из 72 траков, шириной 320 мм  и опорной длиной 1400мм с площадью 0,44 м2


Подвеска грузовика спереди была зависимой и состояла из двух продольно расположенных полуэллиптических рессор и двумя гидравлическими рычажными амортизаторами двухстороннего действия, а сзади независимой торсионной с поперечным расположением торсионов.


Лонжероны швеллерного сечения и пять поперечин составляли раму лестничного типа, агрегаты,буфера и узлы машины крепились на них.Буксирный прибор с пружинным амортизатором устанавливали на задней поперечине.


Управление автомобиля осуществлялось без гидроусилителя при помощи рулевого механизма с двухгребневым роликом и дифференциалом главной передачи типа «глобоидальный червяк» . При допустимой норме радиуса поворота в 12м, радиус поворота по колее переднего колеса нового грузовика составлял 7,6м.

На машине устанавливали одноконтурные тормоза с механическим приводом.На колесах устанавливали колодочный тормоз,дисковый за главной передачей,а за коробкой передач был установлен ручной тормоз.


На корпус были выведены зажимы источников и потребители электрической энергии с напряжением бортовой сети 6В,все электрооборудование было выполнено по одно проводной схеме.Соединенные параллельно генератор Г21 постоянного тока и 2 стартерные батареи 3СТ70 являлись источниками электрической энергии,при этом система зажигания двигателя была батарейная.


К сожалению, ГАЗ-51-НИАП так и не стал серийным полугусеничным грузовиком, в силу объективных причин.

Печатные издания